«Плевако»: критический взгляд на современную экранизацию
Сериал "Плевако": современная деконструкция классики или карго-культ без границ?
С выходом в эфир сериала "Плевако" в 2024 году под р уководством Анны Матисон, мир телевидения вновь накрыло шквалом обсуждений. Стилизацией и фантазией покоряют воображения зрителей такие актеры, как Сергей Безруков, Николай Шрайбер, Ольга Лерман и Мария Смольникова. Однако за блестящей пеленой имен скрывается сложный и противоречивый проект, вызывающий как бурные аплодисменты, так и резкую критику. Погрузимся в изучение, что же на самом деле представляет эта экранизация.
Сюжет: лубок вместо исторической драмы
Казалось бы, созданный по мотивам реальных событий, сюжет "Плевако" быстро демонстрирует, что историческая точность отошла на второй план. Персонаж, который был вдохновлён жизнеописанием выдающегося юриста Фёдора Никифоровича Плевако, превращается в своего рода кинокомикс. Здесь умело сплетаются элементы боевика, мистики и довольно странной романтики: главное действующее лицо переименовано в Николая Фёдоровича. Этот ход не оставляет сомнений, что создатели желают приспособить имя к возможностям восприятия аудитории.
Повествование стартует с яркой, но абсурдной сцены, где Плевако проводит похороны своей матери по языческим обычаям и тут же демонстрирует мастерство в подпольных боях. После чего герой возвращается в Москву, охваченный желанием раскрыть резонансное дело об убийстве аристократа. Каждая новая серия, как на гребне волны, вводит нас в очередной судебный процесс, где многофункциональный герой использует искусство дедукции, детальные знания и даже умение воссоздавать 3D–модели прошлого. Все это дополнено элементами акробатики, создавая странный коктейль исторического фарса и излишней виртуальности, отсылающей к "Матрице".
Историческая достоверность: жертва постмодернизма
Одной из основных причин критики данного телепроекта является его вольное обращение с историей. Например, на фоне основных событий появляется антагонист — обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев, который начинает вмешиваться в уголовные дела. Эта деталь кажется совершенно нелепой, поскольку Святейший Синод традиционно занимался только духовными задачами, ущербными для идейной правды эпохи.
Другой антагонист в лице промышленника Демидова выглядит как т рафаретный злодей, лишённый глубины, угнетающий свою жену. Он становится карикатурной фигурой, созданной лишь для контраста с добродушным образом главного героя.
Проблемы адаптации: западные штампы на русской почве
Неизбежно возникает сопоставление с западными проектами. Если успешные фильмы, такие как "Линкольн" или "Банды Нью-Йорка", достигают гармонии сюжета и исторической достоверности, "Плевако" напоминает скорее плохо переведённый комикс. Стремление следовать современным трендам приводит к лишь притянутым за уши деталям: помощник героя настойчиво вплетает английские слова в свою речь, а сам Плевако проявляет свою идентичность с пафосом, который мог бы вызвать зависть у супергероя.
К тому же, сценаристы явно зашли в ловушку клише, возводя восхитительные женские образы сильных и независимых героинь до уровня лозунгов, о которых только и слышно в Twitter, вместо тщательной проработки характеров.
Кастинг и актерская игра
На фоне невыразительного сценария актерская игра выглядит довольно убедительно. Сергей Безруков прекрасно олицетворяет харизматичного юриста, но порой перегружает сцены чрезмерной эмоцией. Ольга Лерман, играя Марии Демидовой, вносит чистоту и драму, но ей отчетливо не хватает харизмы для запоминания зрителям. Примечательно, что Николай Шрайбер удачно компенсирует партнерские недостатки, создавая объемный образ безумного мужа.
Игорь Гордин, изображая Победоносцева, вносит театральность, хотя его характеристика также стыдится некоторых элементов сценария. В целом, уровень кастинга не дает повода для восторга, но выполнен добросовестно, без изысков.
Визуальная сторона и техническое исполнение
Несмотря на сюжетные недостатки, визуальный ряд заслуживает похвалы. Костюмы, декорации и операторская работа создает атмосферу, которая не ввергает зрителя в настоящий XIX век, но выглядит эстетично и приятно. Флешбэки, как правило, выполнены стильно, хотя иногда они чересчур манерны. Единственным серьёзным минусом являются слабые динамики сцен, которые порой напоминают театрализованные выступления бе з нужного кинематографического запала.
Итоги и выводы
"Плевако" в итоге становится типичным продуктом современного российского телевидения — это завораживающий спектакль, который балансирует между пародией и попыткой создать что-то великое. Авторы, казалось бы, стремятся угодить каждому: и любителям исторических драм, и поклонникам боевиков.
Так стоит ли смотреть этот сериал? Если зритель готов закрыть глаза на множество сценарных упущений и исторических несоответствий, "Плевако" может оказаться неплохим вариантом для отдыха. Однако углублённого смысла и исторической аккуратности в нём не ищите. Это больше аттракцион, чем серьезная драма, и, возможно, именно в этом заключается его главная ценность.
"Каждый имеет право на защиту" — таков слоган данного проекта, отсылает к суровой правде о том, что за каждым поступком кроются свои контексты и переживания.